АГР Реконструкции территории в районе автовокзала города Ялта

Архитекторы:
Спиридонов Я.А., Карась О.Ю.
* проект выполнен во время работы в компании ООО «Спецпроект-ЮБК»
Республика Крым, г. Ялта
Расположение:
2020
краткая информация
Суть концепции реконструкции ялтинского автовокзала и прилегающей к нему территории заключается в формировании транспортно-пересадочного узла (ТПУ).

Ядром ТПУ является автовокзал, вокруг него группируются остальные объекты: троллейбусная автостанция, два перехватывающих паркинга, торгово-развлекательный комплекс, станция городской канатной дороги для дополнительной связи ТПУ с центром Ялты.
Учитывая тот факт, что возводимые части ТПУ, исходя из своих функциональных особенностей имеют значительную площадь застройки и укрупняют масштаб, было принято решение организовать над верхним перроном автовокзала навес. Он укрупнит масштаб объёма автовокзала и позволят сохранить ему роль композиционного центра.

Несущий конструктив навеса планируется выполнить из металла, а покрытие — из панелей светопрозрачной кровельной системы Texlon. Учитывая лёгкий вес панелей, они не будут создавать значительных нагрузок на конструкцию реконструируемого здания автовокзала. За счёт негорючести панелей навес будет безопасен для пространств с большим скоплением людей, а также за счёт тонировки панелей удастся организовать более комфортные условия на перроне, затенив его пространство.
Планировочная ось композиции застройки проходит через здание автовокзала вдоль ул. Киевская. Основная часть застройки сосредоточена на пространстве между ул. Киевская и ул. Московская.
Каждый объект, составляющий ТПУ кроме автовокзала, накрыт «зелёной» кровлей, что создаёт систему климатических крыш на территории. Системы городских климатических крыш способствуют оптимальному испарению влаги. Как следствие этого, понижению температуры. Это особенно актуально при наличии обширных транспортных пространств с покрытием из асфальто-бетона, которые сильно нагревается на южном солнце.

Архитектурно-художественное решение застройки увязано с динамичным характером, продиктованным спецификой территории. Процессы, происходящие на территории транспортно-пересадочного узла, ассоциируется с движением. Соответственно архитектурная среда также должна способствовать этому движению. Это достигается за счёт использования двухслойных фасадов.
Первый слой обеспечивает эксплуатационные характеристики, а наружный, выполненный из перфорированных металлических панелей, эстетические характеристики. Рисунок перфорации также поддерживает динамичный характер среды.
Применение медиафасадов обеспечит информационную гибкость, а также оживит архитектурную среду. Медиафасад, ориентированный на перрон автовокзала может использоваться для вывода информации о времени и дате, отправлении рейсов, туристической информации. Медиафасад автовокзала, выходящий на перрон пригородного направления, будет использоваться в качестве солнцезащиты и для вывода рекламы местных достопримечательностей, отелей и развлечений. Медиафасад на ТРК должен акцентировать главный вход и выполнять функцию рекламной площадки для арендаторов.

Южная архитектура в цветовом выражении ассоциируется прежде всего со светлыми тонами. В проекте все здания имеют светлую отделку. Основной цвет белый. Дополнительный к нему — цвет песчаника. Мощение на территории ТПУ также имеет светлую цветовую гамму.

Эспланада — основная пешеходная связь на территории. Своеобразная нить, связывающая между собой все элементы ТПУ, исключая пересечение основного пешеходного пути с транспортными потоками. Поэтому именно эспланада является цветовым акцентом. Выделение цветом подчёркивает её роль в композиции. Форма эспланады в свою очередь также поддерживает идею динамичной среды. Цвет эспланады выбран таким образом, чтобы не выбиваться из контекста. Ведь территория ТПУ окружена горами с лесистыми склонами, кроме того, примыкающая территория и система климатических крыш добавляют природного зелёного цвета. Вместе с этим эспланада выделяется из общего светлого тона архитектурной среды территории ТПУ.